С
первых дней жизни ребенок слышит различные звуки – певучие и приятные или
резкие и громкие. Это не только колыбельные песни,
потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв
ветра, шум дождя. Мы рассказываем нашим малышам, что один из источников
возникновения музыки это подражание звукам окружающего мира, голосам птиц и
животных. Так переходя к развитию творческих способностей детей, мы
предлагаем детям кисточки и, слушая музыку, просим их «нарисовать» ее «в
воздухе». Дети «рисуют» ту картину, которую слышат, а затем рассказывают о
своей картине и дают ей название. Так, слушая фрагмент «Зима» (А.
Вивальди), дети рассказывают о том, что они
нарисовали морозное окно, вьюгу, пургу и другие зимние образы. Слушая
«Весна» (А. Вивальди), дети воспроизводят
весенние пейзажи. Так мы приходим к заключению, что музыку можно не только
слышать, но и видеть.
Музыка
Э. Грига «Утро» и М. Мусоргрского «Рассвет на
Москва-реке» развивают воображение детей
настолько, что дети рассказывают целые истории, то есть рисуют в своем
воображении сюжетную линию: пастушок играет на дудочке, из-за гор выходит
солнышко или на Москва-реке качаются лодочки и
петухи устраивают перекличку.
На
занятиях изобразительного искусства дети продолжают тему «Я хочу увидеть
музыку» и в свободном творчестве «рисуют» музыку.
Слушая
«Карнавал животных» Сен-Санса, мы придумываем хореографические этюды.
«Лебедь» всегда ассоциируется с водой, дети слышат всплески. Под эту
напевную мелодию мы машем ручками, плавно двигаемся, кружимся, и ребята сами
дают правильное название пьесы. «Слон» сразу вызывает желание тяжело
передвигать ногами, медленно кружиться, «трубить». Огромный интерес вызывает
пьеса «Королевский выход льва». Дети изображают выход и важной осанкой, и
мимикой, и рычанием, и дрожью других животных, все тембровые и динамические
особенности пьесы. После хореографических этюдов, как правило, при повторном
прослушивании пьесы, дети точно называют ее.
Объединение на занятии несколько видов деятельности в одну тему очень
способствует всестороннему развитию ребенка, ритмопластике, слушанию,
изобразительной деятельности, пению.
После
рисования картины и прослушивания музыки очень хорошо, когда разучивается
песня того же содержания - о животных, о природе …. Хорошо, когда ребенок
умеет «видеть» музыку в окружающем мире и «слышать» картины.
Давайте
вместе воспитывать творческих людей, будущих Чайковских и
Моцартов, Репиных и
Левитанов.