Небо                          

Город Женщин

 

Главная

Умница

Модница

Красавица

Рукодельница

Мамочка

Богиня

Секси

Очаровашка

Хозяюшка

Любимая

Царица

 Невеста

Жена

Спортсменка

Чародейка

Наши мужчины

Наше здоровье

Веселушка

Для Вас, милые девочки, девушки, женщины! Для Вас, о Вас и ради Вас!


Вышивка крестиком.

  Из истории .

Здравствуй, дорогая! Посмотри вокруг. Что из себя представляет современная жизнь? Мы живем во время информационных технологий, темп нашей жизни очень высок и совершенно нет возможности остановиться и осмотреться. Когда ты в последний раз смотрела на звезды, любовалась голубым небом и высоко летящими птицами, слушала тишину?.. Нам всегда некогда. Мы заняты. А так хочется остановиться и предаться спокойному отдыху и тихим радостям, которые были доступны нашим прабабушкам, ведь правда?!

Моя бабушка рассказывала, что во времена ее молодости невеста без придания – понятия несовместимые. Порядочная девушка должна иметь и комплект постельного белья, расшитого ее ручками, и полотенца, обязательно – рушник, а подушки? Наволочки, одеяла, праздничная одежда? Сколько всего ей нужно было приготовить к моменту совершеннолетия! И она трудилась вечерами, при свете горящей свечи. А сколько приятных воспоминаний о таких вечерах у нее сохранилось! Тихие посиделки с подружками запомнились на десятки лет! В их трудолюбивых руках юркая игла создавала чудесные вышитые узоры, которые теперь бережно хранятся у ее внуков, и которые так же перейдут по наследству внукам внуков.

Всех достоинств вышивания трудно перечесть - так их много! И главное - это результат! Нет ничего прекраснее, чем видеть плоды своего труда, осознавать, что ты способна на такое. Но кроме этого, вышивание, отдых созидательный и творческий, очень полезное занятие и для нашей нервной системы. Размеренный полет иглы снимает напряжение, а результат в виде новой сказочной диванной подушки, роскошной картины или вышитого цветочка на одежке малыша наполняет сердце гордостью и радостью. А уж если вышивальщица постарается и «посадит великолепный сад» по подолу своей юбки – то уж будь уверенна – такой красивой юбки не будет ни у кого!

Умение создавать красивые вещи освобождает нас от обязанности ломать голову над вечным вопросом, что подарить родным на праздники. Каждой женщине не один раз в год приходится сбиваться с ног в поисках подарка. Умея вышивать, можно раз и навсегда решить эту проблему, ведь этот вид рукоделия позволяет изготовить любой подарок: от оригинальной открытки до большой красивой картины.

 Еще одно достоинство этого вида рукоделия — его способность объединять людей с самыми разными интересами и отношением к жизни. Домохозяйка или школьница, увлеченная вышиванием, всегда найдет общий язык с погруженной в свое дело бизнес-леди, если та имеет аналогичное хобби. Говорить о любимом занятии можно часами, женщины способны подолгу обсуждать особенности узора, они с удовольствием обмениваются схемами и дают друг другу ценные советы. Очень часто с такого обмена опытом начинается настоящая дружба. А сколько игр по вышиванию уже придумано? Авантюра, Round Robin, Сюрприз, Вышиваем долгострои… А как приятно вышивать с кем-то одну и ту же картинку. И обмениваться опытом и сравнивать, даже соревноваться по скорости! А если таких единомышленниц собирается больше 30-ти человек?! Получается грандиозный проект!

А история вышивки уходит далеко в глубь веков.. и даже еще дальше… к каменному веку. Шитье с использованием костяной или каменной иглы, в которую были вдеты жилы животных... И стали женщины украшать одежду из шкур с помощью единственно доступного способа — вышивания. Так простые стежки, предназначенные для сшивания, постепенно видоизменились и приобрели вид декоративных.

Известно, что искусство вышивания,  пришло к нам с Востока. Именно на Древнем Востоке во времена рабовладения это искусство достигло совершенства. Сначала вышивки, украшенные золотом и драгоценными камнями, составляли часть убранства храмов и пышных дворцов, детали одежды царей, знати и жрецов. Вышивка была популярна и в среде, далекой от дворцов. Ею традиционно украшали предметы домашней утвари: накидки и покрывала, одежду, ковры и даже вьючные мешки. Отличительной особенностью восточных вышивок всегда являлось многообразие цветов и сложность орнаментов.

Большой вклад в развитие искусства вышивки внес Китай. Письменные источники свидетельствуют, что ручная вышивка шелком по шелку зародилась в Древнем Китае более двух тысячелетий назад. Мастера применяли для работы очень тонкие, словно волос, иглы. Шелковые нити были так ярки, что цвета вышитых картин слепили глаз. Поражает искусство древних китайских умельцев: цветы на вышивках кажутся настоящими, птицы — живыми. С давних времен и до настоящего времени в китайской провинции Сучжоу создаются удивительные по красоте вышитые картины, которые во многом превосходят нарисованные. Искусство Древнего Китая оказало громадное влияние на развитие рукоделия в Японии, России и странах Европы. Широкому распространению восточной вышивки и, следовательно, техники вышивания, способствовал Великий шелковый путь, существовавший со II века н. э.

В Южной Европе вышивка как вид искусства пользовалась популярностью с античных времен. До нас дошли древнегреческие мифы, рассказывающие о появлении в Греции вышивального искусства. Некоторые из них связывают появление этого вида рукоделия с культом богини Афины Паллады(о ней ты можешь прочитать в нашем разделе "Богиня"), покровительницы ремесел, в том числе и ткачества. Во время ежегодного праздника в честь богини афинские девушки приносили ей в дар созданное своими руками покрывало. Это покрытое узорами изделие, получившее название «Панафинейский пеплос», клали на алтарь в храме, посвященном могущественной дочери Зевса. Афиняне считали, что, сделав такое подношение, мастерица получала защиту Афины Паллады.

Уже на рубеже VI-V веков до н. э. в Древней Греции знали два способа вышивания — крестом и гладью. Знатные дамы рукодельничали для собственного удовольствия, а рабыни делали вышивки на продажу. Основными мотивами были мифологические сюжеты, охота, сражения, изображения небесных светил.

В классический период стиль древнегреческого искусства изменился, иным стал и характер вышивки. Такое ее качество, как богатство узора, было оттеснено на второй план. Во главу угла ставилась способность тканей драпироваться в красивые складки. Вышивка стала более простой и лаконичной. В одежде она располагалась на подоле, по краям рукавов, на поясе.

Расшивали не только одежду, покрывала, декоративные панно и занавеси, но и парадные сбруи и попоны для лошадей. По красоте и мастерству исполнения эти вещи порой соперничали с вышитыми нарядами богатых дам. Иоанн Златоуст, византийский церковный деятель и епископ Константинополя, так отзывался об этой причуде знати: «Богатые люди одевают своих лошадей в золото, как женщин».

Византийское шитье отличается богатством материалов и орнаментальной сложностью. Стремление к роскоши часто противоречило здравому смыслу: одежда так густо покрывалась вышитыми узорами, что становилась совершенно неудобной. Ткань лишалась гибкости и переставала ложиться естественными мягкими складками, костюмы превращались в великолепно украшенные, но тяжелые футляры, лишающие тело свободы движения.

Вышивание входило в число главнейших ремесел и в Западной Европе. Искусно вышитые панно украшали стены храмов, поражают великолепием расшитые одеяния статуй Мадонны и святых. На алтарных завесах вышивальщицы изображали сцены из жизни святых, имена которых носили церкви.

В эпоху раннего Средневековья при монастырях появились мастерские, где создавались манускрипты — рукописные книги, — украшенные изящными заставками и великолепными иллюстрациями. Эти иллюстрации, выполненные яркими красками и золотом, часто служили образцом для вышивальщиков, многие из которых трудились при монастырях.

Вышивальщицы трудились и в замках знати, желавшей иметь богато расшитую одежду, покрывала и панно для украшения залов.

Изделия мастеров, работавших на церковные нужды, высоко ценились, их труд неплохо оплачивался. Рукописи донесли до нас имя талантливой мастерицы Инсвит, которой епископ английского города Дургем пожизненно пожертвовал доход от одной из своих ферм, занимавшей площадь 200 акров. За это епископ обязал вышивальщицу до конца жизни реставрировать вышивку на облачениях местных священнослужителей. В период раннего Средневековья Англия особо славилась вышивальным искусством. Английские хроники упоминают, что в VII веке первая аббатиса монастыря Эли преподнесла Гутбергу в дар богатое церковное облачение, расшитое золотом и самоцветами.

Шедевром средневекового вышивального искусства cчитается так называемый «Ковер из Байе», по имени французского города, где он хранится. Он представляет собой вышитую шерстью на редком холсте полосу шириной около полуметра и длиной более 70 метров. Вышивка изображает реальное историческое событие — поход норманнов на Англию — и включает огромное количество фигур людей-воинов и животных (лошадей, собак), немало кораблей и разных строений. Сначала авторство «Ковра из Байе» приписывалось королеве Матильде, жене Вильгельма Завоевателя, герцога Нормандии, ставшего королем Англии. Однако при тщательном изучении вышивки оказалось, что время ее создания — начало XII века, в то время как королева Матильда жила в XI столетии. Исследователи полагают, что создательницей знаменитого ковра была не жена, а внучка Вильгельма Завоевателя. Согласно письменным свидетельствам, в Средние века умением вышивать владели не только простолюдинки, но и знатные дамы и даже члены королевских фамилий.

В ХIII столетиях окончательно оформилось рыцарство с его своеобразным бытом. Бесконечные турниры и военные походы требовали демонстрации гербов — родовых эмблем, по которым можно было отличить одного закованного в доспехи рыцаря от другого. Гербы, вышитые яркими нитями, украшали знамена. Такой герб должен был быть виден и с одной и с другой стороны знамени, развевавшегося в воздухе. Это привело к появлению новых вышивальных техник — двусторонних швов и аппликаций (вырезанный из ткани рисунок нашивался на ткань другого цвета и закреплялся по контуру шелковыми нитями, тесьмой или золотым шнуром).

С развитием городов вышивка перестала быть прерогативой церкви и феодальной знати и превратилась в один из видов широко распространенного средневекового ремесла. В XII веке сформировались цеховые объединения мастеров-вышивальщиков, о чем упоминает «Книга ремесел» Этьена Буало, который с 1258 по 1268 год был мэром Парижа. Вышивальщики (как женщины, так и мужчины), входившие в цеховые объединения, получили ряд привилегий, распространявшихся и на членов их семей. В это время вышивка была настолько популярна, что заменила мех в придворных костюмах. Дворяне тратили на нее такие безумные деньги, что в 1294 году король Филипп Красивый был вынужден издать указ, ограничивающий роскошь узоров. Вышивки применялись не только для одежды. Вышитые панно украшали стены дворцов, а над кроватями красовались расшитые балдахины.

Вышивальным искусством славились не только Франция и Англия, но также Испания и Италия. Особой популярностью в Европе пользовались так называемые «вырезные сицилийские сукна» — вышитые двухцветные портьеры из сукна.

Если в Х-ХIII веках преобладал романский стиль, главной темой вышивок были евангельские сюжеты с крестовидным и четырехугольным обрамлением на золотом или однотонном фоне, то уже в XIV веке широкое распространение получили светские сюжеты. В качестве элементов орнамента в это время использовались звезды, розетки, стилизованные деревья с цветами, фигуры реальных и мифических животных: оленей, собак, единорогов, химер. На вышивальное искусство оказала влияние готическая архитектура, что выразилось прежде всего в обрамлении вышитых композиций, часто имевшем вид стрельчатых или полуовальных арок, выстроенных рядами.

В ХIVV веках, в период Раннего Возрождения, лучшие живописцы, скульпторы, мастера прикладного искусства, в том числе и вышивальщики, работали при папском дворе в Риме и во дворце флорентийских правителей Медичи. В это время техника вышивки стала практически совершенной. Разнообразие красок, ретушевка кистью, аппликация — все это приближало вышивку к живописи.

XVI век стал значимым для искусства вышивки. В это время в Европе большое распространение получила техника «шитье по карте», или вышивка крестом. Были распространены так называемые ученические вышивки, для которых применялись недорогие нити и простые хлопчатобумажные ткани в качестве основы. Эти узоры, использовавшиеся как наглядные пособия, позволяли всем желающим овладеть искусством вышивания. В эпоху Ренессанса вышивки, как и картины, стали предметом коллекционирования, их с удовольствием покупали и передавали по наследству.

Не менее популярной вышивка была и в качестве декора  одежды.   В  конце  XVI   века  во   Франции  вошли в моду костюмы из темного бархата, украшенные вышивкой в виде узора из тонких веточек с цветами, листьями, дельфинами, переплетенным орнаментом в форме сетки, похожей на металлическую. Вышитые узоры покрывали не только камзолы, рубашки и платья, но и головные уборы, вязаные чулки и другие предметы одежды.

В XVII веке популярность вышивки во Франции возросла, роскошь придворного костюма перешла все мыслимые и немыслимые границы. В гардероб знати, наряду с бархатной одеждой, вошли парчовые и атласные костюмы, сплошь затканные шелковыми, серебряными и золотыми нитями.

Уже в середине XVIII столетия, с развитием торговых отношений со странами Востока, в том числе с Китаем, в европейском прикладном искусстве начинают преобладать китайские мотивы. Главными темами вышивок той эпохи становятся экзотические растения и животные, которых моряки привозили из Индии и с Дальнего Востока. Большой популярностью у модниц пользовались маленькие живые обезьянки, часто заменявшие собачек. Именно в это время в вышивках и других видах прикладного искусства появился мотив обезьяны, характерный для рококо.

Со второй половины XVIII века, когда стиль рококо сменился классицизмом, в прикладном искусстве, в том числе и в вышивке, пышность и вычурность уступила место простоте и четкости форм. В рисунках для вышивок стали использовать мотивы архитектуры классицизма, вместо прихотливых раковин и экзотичных растений появились гирлянды, урны, овальные медальоны. Пастельные цвета были забыты, появились темные спокойные оттенки.  Волнистые ленты сменились прямыми полосами, на фоне которых вышивались редкие веточки и цветы.

Вместо дорогостоящих материалов стали применять дешевые, но не менее эффектные, придающие вышивке характер имитации: блестящую, как золото, мишуру, разноцветную фольгу, серебряную и золотую канитель, блестки, цветные и зеркальные стеклышки и т. д. Это сделало вышивку доступной для всех слоев населения. Новые материалы требовали новых приемов. В это время широкое распространение получила вышивка по канве крестом или полукрестом. Со второй половины XIX века в вышивку пришел романтический стиль. Его характерной чертой был интерес к истории, главным образом средневековой. В вышивке и других видах прикладного искусства использовалась стилизация под исторические мотивы и народное творчество.

Как и в Европе, вышивка на Руси с давних времен была любимым видом рукоделия. Женщины прекрасно владели этим искусством, и дело не только в любви к красивым нарядам и домашнему уюту. Вышивка как нельзя лучше отражала старинные русские обычаи и традиционные обряды. Все это особенно заметно в технике вышивания крестом, ведь крест на Руси всегда считался оберегом, защищающим человека от нечистой силы, сглаза и порчи. Вышивка, созданная умелой мастерицей, украшала дом и защищала его от напастей.

В X веке, с принятием христианства, русская вышивка приобрела новое значение. Вышитыми занавесями стали украшать окна, зеркала, иконы. Таинства брака, крещения немыслимы без использования вышитых полотенец и другие творений рукодельниц. С этого времени и появилось поверье, что вышитые (особенно крестом) вещи обладают защитной силой. Особенно действенными считались полотенца обыденные («об один день сделанные»), над которыми трудились несколько мастериц, ведь работу нужно было сделать очень быстро. Женщины са­дились за вышивание на рассвете и завершали его перед закатом. Предполагалось, что полотенце, изготовленное за один день, будет чистым, способным оберегать своего хозяина от злых чар, недугов и стихийных бедствий.

До XVIII века художественная вышивка на Руси была в основном занятием знати. Ему предавались на досуге жены и дочери бояр и монахини. Использовались золотые и серебряные нити, шелковые и бархатные ткани, бисер, жемчуг и драгоценные камни. Роскошной вышивкой были украшены одежда бояр, членов царской семьи, облачение священнослужителей высокого ранга и храмы.

В этот период княгини и царицы устраивали при светлицах вышивальные мастерские. Одну из таких мастерских организовала в Ростове жена князя Луговского, княгиня Мария, которая сама занималась вышиванием и создала множество великолепных работ.

С XVIII века вышивание перестало быть привилегией знатных дам и превратилось в обязательное занятие для крестьянских девушек. Относительно невысокое качество тканей и ниток не стало препятствием для появления высокохудожественных вышивок, выполненных крестьянскими руками. Овладев техникой выполнения стежков, умело подбирая узоры и цвета, девушки из народа создавали настоящие шедевры, вызывавшие восхищение окружающих.

Для девушек из знатных семей вышивка была развлечением, способом занять себя. Поставив перед собой рамку с вышивкой, барышня участвовала в светской беседе с гостями или женихом.

По стилистическим особенностям все русские крестьянские вышивки можно разделить на две группы. К первой относятся работы мастериц среднерусской полосы, ко второй — вышивки, сделанные в северных областях. Каждая из этих групп имеет свои технические особенности, специфику сочетания тонов, узоров. Например, для северной вышивки характерно использование красных нитей на белом фоне или, наоборот, белых на красном. Изделия среднерусских вышивальщиц выполнены с применением разноцветных нитей на основах различных оттенков. В обеих группах чаще всего используется геометрический орнамент, повторяющийся в зеркальном отображении. Часто встречаются орнаментальные мотивы — цветущие деревья, птицы, змеи, кони, лягушки, а также женские фигуры. На одежде детали обычно размещались по подолу, по краю рукава, по вороту, вдоль разрезов и соединительных швов.

 В настоящее время вышивание как вид рукоделия переживает новую волну популярности. Разнообразие материалов , множество компьютерных программ для создания схем... - все это позволяет нам с головой окунуться в этот мир ярких красок и поразить себя и близких новыми рукотворными шедеврами! Удачи, дорогая. Пусть твои ручки слушаются тебя, иголочки - не ломаются, глазки не устают и ниточки - не рвутся! Всего тебе хорошего и не забудь похвастаться своими изделиями в нашем Городе Женщин!  Рейтинг@Mail.ru

Форум

Новости города

Доска объявлений

Наш магазинчик

Гостевая

Обратная связь

счетчик посещений

Hosted by uCoz