На Руси рукавицы
известны с 13 века.Исстари они были обязательной принадлежностью
крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские. Женские -
миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы
было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.
Обычно надевалось
несколько пар рукавиц : сначала вязаные (их называли исподочки), а затем
меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили
исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.
В русской традиционной
одежде рукава порой бывали очень длинные, они "заменяли" рукавицы. Но русские
цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные
бобром.После этого рукавицы стали появляться и у других.
В 19 веке девушки и
молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили
накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из
белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли
из деревенского костюма.
У рукавичек на Руси
было много названий -
вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.Известен
старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была
продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда , невеста
одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия
должны были быть с разными орнаментами.
Значение элементов орнамента на русских варежках
Узоры на варежках
столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные
птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звёзды, полоски в сложных
сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги,переходившие от матери к
дочери,защищали человека от злых сил,помогали в добром деле. Слово
"орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более
употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение
поверхности предмета.
Элементы орнамента
подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи
народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в
прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел
определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов
природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения
людей.
Традиция украшения
предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на
Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не
исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, правда, частично утеряв
обереговый смысл узоров.
Символика орнаментов
одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он
был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной
жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные
поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего
приданного.
Цепочка из ромбов -
"древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена
крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце -
символ света и животворения.
Самый распространённый
после геометрического - растительный орнамент. Его основные
мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие
виды орнамента : анималистический (птицы,звери,насекомые), природный(волны), тератологический (фантастические
или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные
человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.
Мотивы орнаментов
могут быть как конечными (например,"звезда"), так и бесконечными (например,волнистая
линия). Конечный орнамент создаёт ощущение статичности, бесконечный -
представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор
, вывязанные на рукавице , означали пожелание долголетия её владельцу.
Считалось, что места, через которые могла
проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы
уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и
многоцветно.
Цветовая палитра узоров русских варежек
При вязании узоров не
меньшую роль , чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и
узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры
были попроще(точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее :
чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные
рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания :
красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми
окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали , сочетая нити красного и
белого цветов.
Любимая расцветка
рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными
в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета
в условиях долгой полярной ночи.
Колорит более ранних
изделий был охристо-жёлтым (с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым -
без резких контрастов.Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании
шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.
Изобретение в 16 веке
вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро
распространившись по Европе, машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять
ручное вязание. Массовое производство одинаковых,стандартных вещей заменило
нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.
Несмотря на это
прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым
годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена
частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый
раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а
уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению
задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом
разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег, который зимой всегда со
мной!
автор неизвестен.