Небо                          

Город Женщин

 

Главная

Умница

Модница

Красавица

Рукодельница

Мамочка

Богиня

Секси

Очаровашка

Хозяюшка

Любимая

Царица

 Невеста

Жена

Спортсменка

Чародейка

Наши мужчины

Наше здоровье

Веселушка

Для Вас, милые девочки, девушки, женщины! Для Вас, о Вас и ради Вас!


Вышивка гладью.

  Немного истории и готовимся к работе.

Вышивка гладью с давних времен была в числе самых любимых видов женского рукоделия. Немного подзабытаякак и многие другие виды рукоделия, в настоящее время она снова входит в моду. Узорами, выполненными гладью, украшают одежду, сумки, занавески, покрывала, салфетки. Гладью вышивают панно и картины. И если ты заглянула сюда, значит и ты собралась что-нить эдакое прекрасное сотворить при помощи глади.

Существует огромное количество гладьевых техник. Самая древняя из них — счетная гладь, выполняющаяся параллельными стежками по счету нитей ткани. Гладь 6ывает также односторонней и двусторонней, без настила ( плоская) и с настилом (высокая), прорезная, одноцветная и многоцветная. В наименованиях видов глади используются названия приемов выполнения, цвета нитей, а также названия местности, где сформировался тот или иной вид. Гладь, которая выполняется белыми нитями на белой ткани, называется белой. Белой гладью плотными двусторонними стежками по настилу или без него вышиваются воротнички, блузки, салфетки и т. д. Для некоторых мотивов используется прорезная гладь.

Для белой глади характерны тонкость технического выполнения и выразительность орнамента, в котором листья и цветы формируют изящные гирлянды, венки, цветки, веточки. Наиболее эффектно смотрится белая гладь на тонких тканях: батисте, крепдешине, шелковом полотне, маркизете и т. д.

Основной прием белой глади — двусторонняя гладь, выполненная плотными стежками как с лицевой, так и изнаночной стороны ткани по форме мотива. Чтобы узор получился рельефным, используется настил, стежки кладутся  обычно перпендикулярно направлению стежков глади. Для создания узоров применяются такие элементы, как ажурные сетки, стяги, узелки, россыпь, дырочки и т. д. Особую прелесть этой одноцветной вышивке придают переходы от выпуклых гладьевых стежков к не заполненным вышивкой участкам.

Белая гладь имеет много разновидностей, но наибольшую известность получили две из них: английская и мстерская (по названию поселка Мстера (бывш. Богоявленская слобода) Владимирской области).

Мстерская гладь сочетает в себе рельефные элементы белой глади с настилом и без настила, гладь штрихами (редкими стежками), а также петельки и стебельчатый шов. Нередко мстерский узор дополняется сетками и стягами, ажурными решетками, придающими вышивке очень эффектный вид. В отличие от мстерской в английской глади основной узор создается за счет таких деталей, как прорезанные в ткани отверстия, обшитые гладьевыми стежками.

Для украшения одежды, покрывал, салфеток, полотенец в старину часто применяли технику, называемую русской гладью. Стежки русской глади немного похожи на шов «вперед иголку». Главное отличие в том, что в русской глади стежок намного длиннее пропусков, он равен 3-7 мм, в то время как пропуски — 1—1,5 мм (1-2 нити ткани). Все стежки русской глади должны быть одинаковыми по длине, только в этом случае поверхность вышивки будет равномерно-зернистой. Стежки укладываются по прямой нити ткани или в горизонтальном, или в вертикальном направлении, сначала слева направо, потом справа налево. Заполняется рисунок стежками в шахматном порядке: стежки второго ряда должны перекрывать пропуски первого ряда. Ряды делают очень плотными. Это односторонняя гладь — с изнаночной стороны можно увидеть лишь мелкие стежки. Мотивы русской глади крупные. Особенно красиво смотрятся узоры, выполненные русской гладью на светлых тканях: серой, кремовой, бежевой, светло-голубой. В настоящее время эта старинная техника используется нечасто из-за сложности выполнения.

Известность получила владимирская гладь — декоративная   вышивка   крупными   односторонними стежками (владимирский верхошов). Выполняется она толстыми нитками, например ирисом, шерстью, мулине, в 6 - 10 сложений на плотных тканях (льняное полотно, сукно, шерсть и т. п.). Главный цвет вышивок — красный с   некоторым добавлением желтого, зеленого и синего. Стежки владимирской глади заполняют только лицевую сторону, на изнанке по контуру узора пролегают маленькие стежки-пунктиры. На лицевой стороне стежки ложатся не очень плотно, едва касаясь друг друга, однако просветов не остается. Благодаря этому контуры кажутся зубчатыми. Стежки могут иметь разную длину. Иногда узоры, выполненные владимирской гладью, по краям окаймляются цветной тесьмой, орнаментальными полосками, вышитыми кисточками, швом «козлик».

Очень красиво выглядят узоры атласной глади. Такое название это шитье получило потому, что расположение стежков в вышивке похоже на направление нитей в атласной ткани. Выполняется атласная гладь блестящими нитками мулине или шелком.

Стежки атласной глади плотные и имеют разную длину.  Границы рядов не должны быть ровными: один стежок заходит за другой, каждый последующий начинается на уровне середины предыдущего. Направление стежков выбирается в соответствии с направлением прожилок листьев и волокон лепестков.

Сотовая вышивка должна быть ровной и гладкой, с блестящей поверхностью. С изнаночной стороны атласного шитья  можно увидеть лишь короткие, беспорядочно разбосанные стежки.  Применяется это шитье в основном для выполнения растительных мотивов.

В настоящее время очень популярна среди мастериц александровская цветная гладь.  Александровская гладь появилась сравнительно недавно. Выполняется она без настила односторонними и двусторонними швами. Мотивы александровской глади обобщенные, условные. Это полевые цветы, веточки рябины, малины и т. д. Цвета также условны, детали вышивки могут выполняться полностью в одном цвете и в сочетании цветов, например красные ягоды рябины с коричневыми листьями. Швы могут быть односторонними и двусторонними. Узоры вышиваются гладью, швом «козлик», стебельчатым швом, узелками, петельками с прикрепами.

Очень эффектна китайская гладь, применяющаяся для украшения одежды, наволочек, покрывал, декоративных панно. Ее мотивами являются стилизованные растения и животные, цвета чаще всего далеки от естественных. Главное в китайской глади — гармоничные сочетания цветовых элементов и фона. Вышивается она яркими шелковыми нитками по однотонной атласной ткани темных цветов. Техника выполнения — прямая или косая гладь с настилом или без него. Для китайской вышивки нужно брать нитки нескольких переходных оттенков. Например, цветок вышивается бордо, красными и светло-красными нитками, однако нитки одного оттенка не вливаются в нитки другого, то есть не смешиваются, как в технике художественной глади, а просто укладываются ровными рядами.

Цветок разделяется поперек лепестка на несколько частей, и каждая из них вышивается нитками переходных оттенков одного и того же цвета. Цветок, светлый по краям, постепенно темнеет и в центре становится совсем темным. Переход может быть и иным: темные края постепенно светлеют и становятся в середине совсем светлыми.

Листочки в китайской вышивке делятся на 3-4 части вдоль средней жилки, каждая часть заполняется стежками косой или прямой глади переходных оттенков одного цвета.

Стилизованные мотивы (цветы, птицы и т. д.) используются и в вышивке японской гладью. Для этогоприменяют так называемый рисовальный шов, по своему исполнению похожий на теневую гладь, в которой стежки ложатся в разном направлении, создается ощущение светотеневых переходов. Стежки в японской глади укладываются обычно от середины к краям.

Очень красива также японская и китайская узелковая гладь. В японской вышивке в данной технике для контуром используется золотая нить, вместо которой можно взять любую другую. Главное, чтобы она контрастировала с нитками узелков, заполняющих контуры рисунка. Узелки должны быть направлены в одну сторону. Там, где один оттенок переходит в другой, нужно чередовать темные и светлые узелки.

Наконец, мы подошли к главному— художественной глади. И в далеком прошлом, и в наше время эта техника считается «высшим пилотажем» вышивального искусства. Работы, выполненные художественной гладью, которую иногда называют «гладь под живопись», сравнимы с произведениями живописи, созданными знаменитыми художниками. Как и картины, написанные красками, вышитые пейзажи, натюрморты и портреты бережно хранятся в качестве семейных реликвий или музейных экспонатов. Вышивка художественной гладью позволяет создавать настоящие шедевры, при этом и сам процесс вышивания приносит огромное удовольствие, развивает эстетический вкус, способствует развитию таких качеств, как внимательность, настойчивость, точность взгляда и верность движений рук.

Множественная гладь — рукоделие непростое, оно требует не только владения техническими приемами, но и наличия хорошо развитого художественного вкуса, наблюдательности, знания ряда принципов, которые применяются в живописи. Но, как говорится, не боги горшки обжигают, и тому, кто всеми силами стремится достичь желаемого, доступны любые вершины.

Неудачно подобранная ткань, отсутствие ниток нужных оттенков, ножницы с тупыми лезвиями — такие неприятные «мелочи» испортят и изделие, и настроение мастерицы. Поэтому, прежде чем приступить к работе, нужно хорошенько подготовиться к ней. Только в этом случае вышивание гладью превратится в приятное и радостное занятие. И результат будет отличным.

Вышивка вряд ли получится красивой, если мастерица выбрала для работы неудобное место. Да и вышивальщица не получит никакого удовольствия от своего труда, скрючившись на неудобном стуле возле лампочки, дающей слабый свет.

Высота стула, на котором вы сидите, должна соответствовать высоте стола, ведь работу следует держать в руках на таком уровне, чтобы не было необходимости опускать голову.  Расстояние между вышивкой и глазами не должно быть больше 30 см.

Чем удобнее будет ваше рабочее место, тем больше радости и удовольствия принесет процесс вышивания.

Ткань и нитки

В качестве основы для вышивки гладью можно брать тонкое полотно, шелк, батист, шерсть и другие ткани. Если ткань цветная, ее рекомендуется проверить на стойкость окрашивания. Прокипятите небольшой лоскут в растворе мыльной воды. Если после кипячения вода не окрасилась, ткань можно смело использовать для вышивки.

От выбранной ткани зависит вид ниток. Чем тоньше материал, тем тоньше должна быть нить. Для очень нежных, деликатных тканей нужно брать шелк или тонкое хлопчатобумажное мулине. Для более плотных тканей подходят все остальные виды нитей, в том числе шерсть, гарус, ирис.

Вышивка двусторонними (счетными) швами, которые выполняются по счету нитей ткани, выполняется на не очень плотном материале. Более всего подойдет полотно простого равномерного переплетения.

Можно также использовать синтетические, шерстяные и даже катушечные нити. Для художественного шитья подойдут и лощеные хлопчатобумажные нитки № 60 и 80, имитирующие шелк. Отлично смотрятся в художественной вышивке именно блестящие нитки.

Чаще всего мастерицы используют для художественной глади хлопчатобумажное мулине, так как шелковое мулине встречается в продаже редко. Для данного вида рукоделия подходят тонкие единичные нити, очень плотно свитые и имеющие жесткую структуру. В насто ящее  время такие нитки  предлагают фирмы DMС. (Франция), Anchor и Madeira (Германия) и Gamma (Россия). Нитки DMC имеют более 450 цветовых оттенков, a Gamma — свыше 540 оттенков. Это очень важно при создании тончайших цветовых переходов.

Годятся для художественной глади и очень мягкие шелковистые нитки мулине, производимые в Китае и Индии, которые очень удобны в работе и позволяют использовать самые разные сочетания цветов. В отличие от плоских ниток DMC, их часто используют для рельефной художественной глади.

Однако не все нитки китайского и индийского производства обладают высоким качеством. Есть и такие, которые рвутся, сильно мнутся и линяют.

Прочность окраски -  одно из важнейших качеств ниток для вышивания. Чтобы не горевать над полинявшим готовым изделием, на которое потрачено много времени и сил, нитки желательно проверить до того, как будет вышит первый цветок или листочек. Возьмите кусок белой ткани и сделайте на ней 7-8 стежков, после чего постирайте и хорошо прогладьте материал. Если нитки вам попались линяющие, ткань вокруг стежков слегка окрасится.

Можно использовать и другой способ. Заверните нитку в белый ласкут и прокипятите. Если на ткани не осталось цветных следов, значит, нить качественная. Хранить мулине лучше в пасмах, а не косах. Собственно, в пасмах современные качественные нитки для вышивания и продаются.

Пасму (7 -8 м) можно разрезать на отрезки длиной не более 60-65 см.  Можно завязать разрезанные пучки ниток бантиком. Для этого сложите отрезок вдвое и соедините концы. Затем поместите концы на ладонь левой руки так, чтобы они не выходили за пределы ладони.

Зажмите их большим пальцем левой руки. После этого обвейте указательный и средний пальцы левой руки петлей из нитяного отрезка, аккуратно снимите петлю с пальцев и протяните в нее нитки до середины длины.

Нетуго затяните петлю, удерживая концы в левой руке. Получится бантик из 2-х петель.

Если ткань-основа меньше пялец, по краям к ней можно пришить полоски ткани, а когда вышивка будет готова, отпороть их.

Пяльцы бываю разной формы, материала и качества. Какие именно выбрать тебе - решать самой.

Чтобы очень тонкая ткань не рвалась (а также меньше загрязнялась), перед запяливанием рекомендуется положить на нее кусок ткани с прорезанным в середине кругом, диаметр которого должен быть чуть меньше диаметра пялец.

Инструменты.

Для вышивания гладью желательно иметь набор игл с разными по величине ушками.

Рекомендуется использовать три вида игл: вышивальные, швейные и штопальные. Очень удобны вышивальные иглы с удлиненным ушком, в которые легче вдевать нитки. Если нитка плохо вдевается, используйте нитковдеватель или отрезок шелковой нитки. Сложите его вдвое, вставьте в получившуюся петельку рабочую нитку и проденьте в ушко иглы оба конца шелковой нитки вместе с концом рабочей.

У швейной иглы ушко маленькое, однако она пригодится для вышивания узелков с навивами.

Штопальная игла с большим ушком применяется для вдевания коротких ниток при их закреплении.

Игла обязательно должна соответствовать плотности ткани и толщине рабочей нитки. Для тонких ниток и нежных тканей необходимы тонкие иглы. Так, при вышивании на тканях типа шелка, батиста, маркизета, шифона, потребуются иглы № 1-3. Иглы средней толщины (№ 4-5) лучше использовать для вышивания на шерстяных тканях или полотне. Если вы собираетесь работать с ирисом, шерстяными или синтетическими нитями или использовать тесьму, возьмите иглы № 6-8. Длина иглы может быть разной, здесь выбор зависит от предпочтений мастерицы: кому-то нравятся короткие, другие предпочитают длинные.

Если вы вышиваете без пялец, вам потребуется наперсток. Он нужен и при проталкивании иглы через несколько слоев ткани, а также при обработке края изделия. Более всего подойдет никелированный наперсток. Алюминиевый - не практичный и быстро ломается.

Самый хороший наперсток для вышивания должен быть легким, иметь плоский ободок и слегка скругленный верх. И, конечно же, он должен подходить по размеру, то есть  плотно сидеть на пальце и не соскакивать с него. Надевается наперсток на средний палец правой руки.

Нужны также ножницы, лучше две пары: первые, большие, с закругленными концами, будут использоваться для разрезания ткани; вторые, маленькие, с острыми концами, пригодятся для обрезания нитей, срезания их кончиков на изаннке. Лезвия должны быть острыми, поэтому для других целей эти ножницы лучше не применять.

Кроме всего перечисленного вам потребуются калька, копировальная бумага, сантиметровая лента и карандаш.

На этом все. А в следующем уроке мы с тобой узнаем - как правильно переводить ресунок на ткань и другиек тонкости этого мастерства.

Рейтинг@Mail.ru

Форум

Новости города

Доска объявлений

Наш магазинчик

Гостевая

счетчик посещений

Обратная связь

 

Hosted by uCoz