Небо                         

 Город Женщин

 

Главная

Умница

Модница

Красавица

Рукодельница

Мамочка

Богиня

Секси

Очаровашка

Хозяюшка

Любимая

Царица

 Невеста

Жена

Спортсменка

Чародейка

Наши мужчины

Наше здоровье

Веселушка

Для Вас, милые девочки, девушки, женщины! Для Вас, о Вас и ради Вас!


Рукодельница.

  Вышивка крестиком.

   Первые шаги.

Здравствуй, дорогая!  Сегодня мы с тобой начинаем учиться мастерству вышивки крестом! (звучит-то как гордо, да?:) )

С чего начнем? Конечно с выбора ткани, ниток, иголочки, ножниц,.. вообщем - будем мы с тобой выбирать все, необходимое для вышивки.

Начнем с ткани. Вообще, для вышивки подходит любая ткань, главное, чтобы она была прочной и хорошего качества. Ведь ты же собираешься создавать шедевры на года, чтобы они передавались из поколения в поколение!  Какая ткань подходит лучше всего? Обычные ткани в основном лучше годятся для вышивки гладью, об этом мы с тобой поговорим в соответствующем разделе. А для вышивки крестиком нужна особая ткань - с регулярным переплетением, она имеет равную толщину долевой и уточной нитей, что позволяет посчитать количество нитей на нужном отрезке.

Начинающим рукодельницам на первых порах рекомендуется воспользоваться тканями, которые специально предназначены для вышивания крестом. Те, кто имеет опыт, могут использовать в качестве основы шелк, лен, костюмные, мебельные и иные ткани, руководствуясь в выборе своими творческими замыслами. Однако наиболее удобна для вышивания плотная хлопчатобумажная ткань (батист, поплин) или ткань в клетку. Для вышивки можно использовать дамаст — узорчатую шелковую или плотную ткань с рисунком. Рисунок ткани сделает вышивку богаче и наряднее. При работе с пряжей годится шерсть, которая станет отличным фоном для вышивки.

Следует помнить, что ткань без ярко выраженной структуры затрудняет работу со счетным рисунком. В этом случае справиться с трудностями поможет канва, являющаяся трафаретом для счетной вышивки. После окончания работы канву нужно удалить нить за нитью.

Для вышивки крестом представлены ткани с ровным переплетением трех видов. К первому относятся ткани одиночного переплетения (переплетение одиночных нитей). Второй вид — это «Хардангер» (переплетение пар нитей). Ткани третьего вида — «Аида» (нити переплетены не поодиночке или попарно, а целыми блоками).

У любительниц вышивания крестом успехом пользуется серия тканей марки «Аида». Они на 100% состоят из хлопка. Ткани этого вида весьма удобны для вышивки, так как их главная особенность — хорошо заметные отверстия для ввода иглы. Ткани «Аида» представлены разновидностями, предназначенными для разных видов вышивки. Каждая разновидность имеет свой номер, обозначающий количество клеток на 1 дюйм. Так, «Аида» № 7 подходит для вышивки полукрестом. Благодаря широкому квадратному переплетению эта ткань, взятая в качестве основы, позволяет начинающим мастерицам быстро овладеть азами вышивального искусства.

Ткань «Аида» № 11 обычно используется для вышивки несложных орнаментов. Ее применяют как основу для выполнения обложек книг, салфеток, скатертей и т. д.

«Аида» № 14 является отличной основой для декоративных вышивок с изящным рисунком. Годится она и для орнаментов в народном стиле.

Разновидность «Аида» № 18 предназначена для работы мелким крестом, создающим точечную вышивку.

Приступая к выбору ткани, следует не только задуматься над функциональными свойствами будущего вышитого изделия, но и обратить внимание на характер схемы.

Так, дробные стежки трудновыполнимы на тканях «Аида», потому что крестики на них вышиваются на каждом переплетении волокна и дробить их будет очень неудобно. Для таких стежков лучше всего использовать лен или иные счетные ткани, где для вышивки одного крестика можно взять 2 волокна или больше.

В случае, когда предполагаемая вышивка займет только центральную часть основы, а края останутся свободными, можно взять цветную ткань (не «Аиду»), подобранную в тон ниткам. Следует всегда помнить, что ткань должна подчеркивать достоинства вышитого узора, а не затмевать рисунок.

Как рассчитать нужное количество ткани? Высчитай площадь, которую займет рисунок (не ленись - обязательно посчитай клеточки!), а затем прибавьте к ней по краям по 5-10 см. Но не меньше 5-ти см, иначе потом трудно будет оформить работу в рамку  или иным способом.

Нитки

Особенности вышитого изделия зависят не только от ткани-основы, но и от качества ниток. Выпускаются специальные нитки, предназначенные для вышивки, но можно поэкспериментировать и с другим материалом: нитками с люрексом, пряжей, обычными катушечными или металлизированными нитками. Однако для вышивки крестом опытные мастерицы чаще всего предпочитают использовать петельный шелк, шерстяную пряжу и хлопчатобумажные нитки для вышивания - мулине. Главное, чтобы толщина нити соответствовала толщине ткани.

Хорошо подходит для счетной вышивки хлопчатобумажное мулине, оно обладает такими важными для рукоделия свойствами, как прочность и мягкость; выбор цветовой гаммы достаточно широк. В наших магазинах можно приобрести мулине отечественных и зарубежных производителей. В наборах для вышивания крестом, продающихся в специализированных отделах, нитки обычно уже подобраны. Но если их в наборе нет, прилагается подробная инструкция по подбору подходящих ниток. При работе с простыми счетными схемами тебе придется самой сделать выбор, поэтому рассмотрим качество определенных марок ниток подробнее.

Среди вышивальщиц большим спросом пользуются следующие марки мулине: DМС, произведенные во Франции,  Маdeira и Аnchor, выпускаемые в Германии и Гамма - российского производства. Все они обладают высоким качеством и разнообразием цветовой гаммы. Маркировка по цветам создает дополнительные удобства при их использовании. Удобно и то, что мулине этих фирм можно комбинировать, заменяя недостающие оттенки цветов их аналогами. В этом случае большую помощь могут оказать таблицы соответствия цветов. Подобная таблица есть на сайте.

В стандартную пасму мулине входит пучок длиной около 8 метров, составленный из 6 отдельных тонких нитей, которые нетрудно разъединить. Выбор количества нитей зависит от дизайна изделия и толщины ткани. Для вышивки используются нити в 1, 2, 3 и 4 сложения. Разное количество нитей дает различное впечатление от готового изделия. Так, вышивка, выполненная нитью в 1 сложение, будет напоминать нежную и воздушную акварель; если же использовать нить в 3 или 4 сложения, работа станет похожей на картину, написанную насыщенными масляными красками.

Нитки высокого качества не линяют во время стирки. Однако, если вы сомневаетесь в их качестве, до начала работы можно прополоскать их в горячей воде, завернуть в белую ткань и аккуратно промокнуть. Если на ткани не останется цветных разводов, вышитое изделие при стирке не полиняет. И все же стирать готовую работу в дальнейшем рекомендуется в щадящем режиме, в теплой воде и с добавлением небольшого количества уксуса. Такая стирка закрепляет окраску нитей и возвращает им первоначальный блеск.

Если же во время стирки нитки полиняли, не стоит выбрасывать их. Такие нитки можно использовать для вышивки, однако после стирки следует прополоскать их, меняя воду до тех пор, пока она совсем не перестанет окрашиваться. Сильно линяющие нитки нежелательно полоскать с применением уксуса, который только ухудшит их качество.

Иглы

Чтобы вышивка получилась качественной, необходимо использовать подходящие иглы. Для вышивки крестом годятся небольшие иглы с длинным ушком и неострым концом. Тупой конец не повреждает нити ткани и уже вышитый узор, иголка бережно раздвигает волокна материи и протягивает нить именно там, где требуется. В результате крестики получаются ровные и аккуратные, похожие один на другой. В длинное ушко можно без больших усилий вставить многослойную нить. Благодаря такой игле, не затрудняющей свободное перемещение нитей, снижается их трение, что уменьшает износ и нитей и основы.

Все вышеперечисленные свойства имеют гобеленовые иглы. В качестве инструмента для вышивки крестом ис­пользуют иглы длиной до 3 см (№ 22,24,26 и 28). В насто­ящее время можно приобрести и двустороннюю иглу для вышивания, имеющую не один, а два конца. Ушко в такой игле расположено в середине. Этот несколько непривыч­ный инструмент способен значительно ускорить процесс вышивания, однако к двусторонней игле нужно приспособиться, и не у каждой вышивальщицы это получается.

Если ткань плотная или тонкая, понадобятся тонкие иглы с меньшим ушком. Толстая игла в месте проколов будет оставлять отверстия.

Подобрать иглу можно самостоятельно, полагаясь на опыт, — главное, чтобы работать было достаточно удобно и результат устраивал. Но можно также воспользоваться таблицей стандартного соответствия игл, ниток и ткани. Мне, например, очень понравились иглы, которые я случайно купила. Игры российского производства, называются "Штопальные иглы №4". Они о самые тонкие, что я видела, и достаточно тупое острие, и ушко большое. Вообщем - это лучшие иглы, с которыми я работала и теперь советую всем рукодельницам. :)

Пяльцы и рамы

Вышивать крестом можно без каких-либо приспособлений, просто удерживая ткань в руках и натягивая ее на указательный палец левой руки ("Аида", например, пропитана специальным раствором, позволяющим вышивать без специальных приспособлений). Удобнее, конечно, использовать приспособления для вышивки: пяльцы или рамы. Но и у вышивания на руках есть свои положительные стороны. Во-первых, работа движется быстрее, к тому же вышивальщица чувствует ткань. Во-вторых, при таком способе вышивания материал не деформируется, не растягивается, как при использовании пялец. Это особенно важно, если ткань тонкая, и ее малый вес не затрудняет процесс.

Но есть у вышивания на руках и отрицательные стороны. Этот способ вряд ли покажется удобным начина­ющим рукодельницам, его свободно используют лишь мастерицы с опытом. Сложность в том, что во время работы приходится постоянно следить за положением ткани, ведь чрезмерное ее натяжение приведет к искажению рисунка. Если же слишком ослабить натяжение, вышивать будет невозможно. Осложняет работу и то, что рукодельница может видеть лишь небольшой фрагмент вышивки, в то время как все остальные детали выходят за пределы ее зрения. Понятно, что тем, у кого совсем мало опыта в этом виде рукоделия, лучше с самого первого стежка пользоваться пяльцами.

Пяльцы — это приспособление для натяжения ткани. Они различаются по форме, они могут быть круглыми, овальными и прямоугольными. Круглые представляют собой два обруча разного диаметра.

Во время напяливания полотно покрывает меньший обруч, затем сверху надевается больший, который и натягивает ткань. Чаще всего на большем обруче имеется винт, позволяющий отрегулировать натяжение ткани: ослабить его или же усилить.

Русское слово «пяльцы» произошло от «пяло» — шест, распорка, доска для растяжки чего-либо. В словаре В.И. Даля дается такое интересное определение этого вышивального приспособления: «женский рукодельный верстак: рама для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают».

Самые первые пяльцы были изготовлены из дерева, точнее упругого прута, которое сгибали в кольцо. Внутри такого кольца с помощью веревки натягивали ткань. Такие пяльцы напоминали барабан. По-французски «барабан» — «тамбур». Тем, кто знает это, становится понятным, как появился термин «тамбурный шов».

В конце VI — начале V века до н. э. древнегреческие рукодельницы стали применять пяльцы в виде трапеции. Такую конструкцию было удобно держать в руках, при работе она упиралась в бедра.

В XIX веке широкое распространение получили круглые разборные пяльцы, состоящие из внутреннего и внешнего обручей с регулирующим натяжение винтом, очень похожие на современные. В ходу были и прямоугольные, глухие или разъемные, на ножках и без ножек. Круглые пяльцы мастерицы применяли для легких тканей; прямоугольные, которые чаще называют рамами, — для вышивки на большом холсте или для создания крупных настенных панно, которые собирались из отдельных фрагментов.

Такие рамы в качестве приспособления, растягивающего ткань, применялись для золотого шитья, весьма распространенного в XVIII-XIX веках. На ткань наклеивался картон, который обшивался золотой нитью. Труд золотошвеек ценился, они работали в лучшей, чем другие мастерицы, горнице, называемой чистой. А вот инструменты использовали простые, дешевые.

В первой половине XIX столетия, когда вышивка крестом стала очень популярной, усовершенствовалась и конструкция пялец. Их делали из древесины ценных пород, таких, как красное дерево или карельская береза. Эти пяльцы (а точнее, сложные приспособления для вышивки) представляли собой столик с регулируемой рамой. На откидной крышке столика были закреплены инструменты для вышивки: иглы, воткнутые в подушечки, шило и ножницы. Такие пяльцы были по карману лишь состоятельным дамам. Крестьянки использовали большие прямоугольные пяльцы, с которыми они собирались за общим столом.

В Новгородской области в поселке Крестцы можно увидеть старинные пяльцы — раму, сделанную из гладких жердочек. Эти пяльцы устанавливались на стойки нужной высоты. Интересно, что большие квадратные пяльцы называли «круглыми», потому что за ними могли работать, усевшись в круг, сразу четыре мастерицы. Для такой работы подбирались женщины с «одинаковой рукой», т. е. равные по умению, искусные вышивальщицы.

Глухие рамы имели один большой недостаток — в них невозможно было закреплять крупную вещь, поэтому куски изделия вышивались по отдельности, а потом сшивались.

В 1930-е годы стали использоваться рамы новой конструкции, похожие на современные рамы для вышивания. С помощью этого приспособления можно было делать крупные вышивки, не разрезая ткань на отдельные куски. Прямоугольную раму составляли валики и поперечные линейки. Две стороны ткани, запяливаемой в раму, пришивали или пришпиливали булавками к поноскам плотной материи, две другие стороны — к так называемым мешочкам, имевшим прорези, обметанные в нескольких местах. Сквозь мешочки были пропущены ровные палки. С помощью шпагатов их оттягивали к линейкам и после этого запяливали работу. Готовая, вышитая часть наматывалась на вращающийся валик, что и позволяло сохранять изделие целым. Подобные рамы используются до сих пор. Изготавливаются они из древесины березы, дуба, ясеня. Длина ткани, на которой будет вышиваться узор, может быть любой, а вот ширина ограничивается длиной валиков.

В последнее время выпускаются пяльцы с функцией художественных рамок. Их верхний обруч сделан из эластичного материала типа мягкого пластика. Они не только хорошо натягивают ткань, но и могут служить обрамлением для готового изделия, так как снабжены петелькой. Такие пяльцы-рамочки имеют различную форму: круглую, овальную, квадратную со скругленными углами.

Главные достоинства вышивки на пяльцах — это возможность видеть большой фрагмент работы и контролировать натяжение ткани. К недостаткам работы с пяльцами и рамами можно отнести деформацию ткани. Чтобы избежать этого, рекомендуется, завершая ежедневный сеанс рукоделия, вынимать вышивку из пялец.

Что на счет меня, что имея простые круглые пяльцы, я работаю и вот на таком станке:

Очень удобная вещь! Здесь и планки крутятся сверху и снизу. И имеется клейкая лента, которая удерживает ткань на станке и с ее помощью можно быстро и легко менять вышивки. А еще здесь есть лупа, схемодержатель (слева) и корзинки для ножниц, ниток, обрезков, текстовыделителя (которым я отмечаю на схеме уже вышитые части - очень удобно!).

Но есть и один маленький недостаток (но это кому как) - когда к станочку прикреплен схемодержатель - то саму планку не развернешь на изнанку, чтобы закрепить нить. Поэтому я лично схемодержателем не пользуюсь.

Ножницы

 

Можно использовать как специальные ножницы, устроенные таким образом, по нижний край при раскрое ложится плоско, так и обычные маникюрные ножнички. Лезвия всех ножниц должны быть хорошо заточенными и плотно  смыкаться. Чем аккуратнее подрезаны и заделаны нити, тем лучше выглядит готовое изделие. Я, например, недавно приобрела ножнички, специальные для ниток. Очень удобные и безопасные, как ручка - закрываются колпачком!  Здесь на фото еще изображен и текстовыделитель. Зачем он - уже упоминала и еще раз чуть ниже рассказываю.

 

Наперсток

При работе с пяльцами наперсток обычно не требуется, он нужен только для проталкивания иглы через жесткую ткань или несколько слоев ткани. Необходим наперсток при вышивании на руках и при обработке краев изделия.

Для вышивания, шитья и вязания используют так называемые рабочие наперстки (кроме них существуют сувенирные и ювелирные наперстки). Такие рабочие наперстки применялись с древних времен. Самый старый русский наперсток, относящийся к XIV столетию, был найден при археологических раскопках в Новгороде.

В прошлом наперстки изготавливали из драгоценных металлов: золота, серебра; встречались наперстки из кости. В наше время заводы по изготовлению ювелирных украшений выпускают серебряные наперстки, которые можно использовать при шитье и вышивании, однако это скорее сувениры, чем рабочие инструменты, их жаль царапать иглой. Помимо глухих существуют наперстки сквозные, в виде цилиндра без днища. Первыми издавна пользовались вышивальщицы, вторыми — портные. Встречаются и на­перстки в виде кольца для мастериц с длинными ногтями. Для них же предназначены и специальные наперстки, имеющие отверстие для ногтя.

При вышивании нитками наперсток надевают на средний палец правой руки. Наперсток нужно подбирать точно по размеру, он должен сидеть плотно, не соскальзывая с пальца. А для вышивания бисером предназначен специальный наперсток с липучкой на боку, к которой прикрепляется бисер. В нужный момент бисер снимается кончиком иглы и используется по назначению.

За границей выпускаются и наперстки с магнитным верхом, ими очень удобно подхватывать иглы.

На последок хочу заострить твое внимание на таких полезных вещах при вышивании, как специальные планки для ниток. Такие бывают в наборах для вышивания и их очень легко сделать самой. Для этот всего-навсего надо отрезать из плотного картона полосу в 5-7 см и проделать в ней дыроколом отверстия. Когда ты будешь вышивать по схемке и нитки подбирать сама, то эта планка будет тебе кстати. Потому что ты сможешь вдеть в отверстия подобранные нитки и подписать их соответствующе как на схеме - потом тебе будет очень удобно находить нитки нужного цвета! А еще, я уже говорила об этом, приготовь текстовыделитель - будешь им отмечать уже вышитые клеточки на схеме, и тебе не нужно больше будет долго искать - где же ты в прошлый раз остановилась.

Желаю тебе удачи, дорогая! И больших творческих успехов!!! Рейтинг@Mail.ru

Форум

Новости города

Доска объявлений

Наш магазинчик

Гостевая

Обратная связь

счетчик посещений

Hosted by uCoz