Небо                        

Город Женщин

 

Главная

Умница

Модница

Красавица

Рукодельница

Мамочка

Богиня

Секси

Очаровашка

Хозяюшка

Любимая

Царица

 Невеста

Жена

Спортсменка

Чародейка

Наши мужчины

Наше здоровье

Веселушка

Для Вас, милые девочки, девушки, женщины! Для Вас, о Вас и ради Вас!


Вязание спицами.

  Секреты мастерства.

  История появления рукавичек

На Руси рукавицы известны с 13 века.Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц : сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.

В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные, они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром.После этого рукавицы стали появляться и у других.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых  хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.
 

У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда , невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.

Значение элементов орнамента на русских варежках

Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звёзды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги,переходившие от матери к дочери,защищали человека от злых сил,помогали в добром деле. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета.

Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

Традиция украшения предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, правда, частично утеряв обереговый смысл узоров.

Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце - символ света и животворения.

Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента : анималистический (птицы,звери,насекомые), природный(волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.

Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,"звезда"), так и бесконечными (например,волнистая линия). Конечный орнамент создаёт ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор , вывязанные на рукавице , означали пожелание долголетия её владельцу.

Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.

Цветовая палитра узоров русских варежек

При вязании узоров не меньшую роль , чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще(точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее : чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания : красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали , сочетая нити красного и белого цветов.

Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.

Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым (с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым - без резких контрастов.Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.

Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро распространившись по Европе, машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание. Массовое производство одинаковых,стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.

Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег, который зимой всегда со мной!

автор неизвестен.

ЛилияРейтинг@Mail.ru

Форум

Новости города

Доска объявлений

Наш магазинчик

Гостевая

счетчик посещений

Обратная связь

 
Hosted by uCoz